Автомобильные дороги и проезды на электрических подстанциях 110 кВ и выше

(Источник фото: https://prominf.ru/article/ekologiya-kak-element-korporativnoy-kultury)

Статья написана в помощь ГИПам и специалистам по генеральным планам и компоновкам электрических подстанций среднего и высокого класса напряжения (35, 110 кВ и выше).

Предоставленную ниже информацию следует воспринимать как подсказку по поиску ответов на возникающие вопросы при проектировании проездов и автодорог на подстанциях. Обязательно уточняйте актуальность представленной НТД на момент  чтения статьи.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ПОДСТАНЦИЯХ
  2. КОЛИЧЕСТВО ВЪЕЗДОВ НА ПОДСТАНЦИЮ
  3. ПОДЪЕЗДНАЯ АВТОДОРОГА
  4. ТРЕЙЛЕРНЫЙ ПРОЕЗД
  5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕЗД
  6. ПОЖАРНЫЙ ПРОЕЗД
  7. ПЛОЩАДКИ НА ПОДСТАНЦИЯХ
  8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОКРЫТИЮ ДОРОГ НА ПОДСТАНЦИЯХ
  9. ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕЗДАМ НА ПОДСТАНЦИЯХ

 

1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ПОДСТАНЦИЯХ

Автомобильные дороги на электрических подстанциях делятся на несколько видов в зависимости от функционального назначения:

Подъездные автодороги Основной въезд на территорию ПС
[см.подробнее]
Резервный въезд на территорию ПС
[см.подробнее]
Внутриплощадочные автодороги (проезды) Трейлерный проезд
[см.подробнее]
(для доставки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования, например, силовых трансформаторов) 
Технологический проезд
[см.подробнее]
(для доставки оборудования к месту установки, для удобства обслуживания и ремонта, подъезда автолабораторий для проведения испытаний)
Пожарный проезд
[см.подробнее]
(проезд для пожарной техники) 

 

Вернуться к содержанию

2. КОЛИЧЕСТВО ВЪЕЗДОВ НА ПОДСТАНЦИЮ

 

Минимальное количество въездов на подстанцию определяется требованиями сразу нескольких документов [п. 5.37, СП 18.13330.2011], [п. 1, ст.98, ФЗ от 22.07.2008 N123-ФЗ], [п.17.3.1 СТО 56947007-29.240.10.248-2017 (НТП ПС 2017)], на основании которых:

  • один въезд — при площади земельного участка до 5 га
  • два въезда — при площади земельного участка более 5 га.

!Площади ПС 110 кВ могут составлять около 0,5 – 2 га, а, к примеру, ПС 500 кВ – несколько десятков га.

!Большинство подстанций имеют земельный участок менее 5 га, но количество въездов на них все равно более одного. Это может  быть вызвано необходимостью обустройства сквозного проезда для нужд пожарной техники, ремонтного или обслуживающего транспорта (при невозможности или нецелесообразности размещения разворотных площадок на объекте).

!В п. 5.37, СП 18.13330.2011 и п. 2, ст.98, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ так же указано, что «При размере стороны площадки производственного объекта более 1000 метров и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 метров». Указанный случай хоть и редко, но встречается. Например, на ПС 1150 кВ Итатская размер одной из сторон подстанции составляет около 1000 метров.

Вернуться к содержанию

3. ПОДЪЕЗДНАЯ АВТОДОРОГА

(Источник фото: https://www.fsk-ees.ru/upload/iblock/987/987b88056e8d473c433a51c22275557a.jpg)
Наименование Подъездная автодорога
(основной и резервный въезд)
Назначение связь ПС с общей сетью автомобильных дорог
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»])
Категория 5-я категория
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]
Ширина проезда 4,5 м (п.п.1
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]
Минимальный радиус поворота Индивидуально для каждого объекта в зависимости от типа используемого транспорта для доставки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования (силовые трансформаторы, шунтирующие реакторы и т.д.), но не менее 5 м (как для дорог местного значения, см. п.11.8, СП 42.13330.2011(п.п.2). На практике радиусы поворотов могут составлять 12-15 метров.
Расстояние от проезда до зданий Т.к. подъездные дороги обеспечивают выполнение сразу нескольких функций, необходимо принимать более жесткие требования из предъявляемых к пожарным, технологическим и трейлерным проездам (см. соответствующие разделы)
Тип покрытия Твердое покрытие

Примечания:
1) Подъездные автомобильные дороги, как правило, должны иметь ширину проезжей части 4,5 м, а в пределах населенных пунктов — в соответствии с типом существующих или проектируемых автомобильных дорог по согласованию с местными организациями. При доставке оборудования трейлерами грузоподъемностью 200 т и более ширина проезжей части уточняется в каждом конкретном случае в зависимости от габаритов транспортных средств [п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»].

2) На момент написания статьи п.11.8 свода правил СП 42.13330.2011 является действующим, т.к. включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.

Вернуться к содержанию

4. ТРЕЙЛЕРНЫЙ ПРОЕЗД

(Источник фото: http://www.tec-everest.ru/upload/iblock/878/53004.jpg)
Наименование Трейлерный проезд
(внутриплощадочные автомобильные дороги)
Назначение для доставки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования, например, силовых трансформаторов.
Является продолжением подъездной автодороги [п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»])
Категория 5-я категория
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]
Ширина проезда 4,5 м
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]
Минимальный радиус поворота Индивидуально для каждого объекта в зависимости от типа используемого транспорта для доставки крупногабаритного и тяжеловесного оборудования (силовые трансформаторы, шунтирующие реакторы и т.д.), но не менее 5 м (как для дорог местного значения, см. п.11.8, СП 42.13330.2011*). На практике радиусы поворотов могут составлять 12-15 метров.
Расстояние от проезда до зданий Т.к. трейлерный проезд обычно обеспечивает выполнение сразу нескольких функций, необходимо принимать более жесткие требования из предъявляемых к пожарным и технологическим проездам (см. соответствующие разделы)
Тип покрытия Твердое покрытие

 

 

Вернуться к содержанию

5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕЗД 

(Источник фото: https://www.fsk-ees.ru/upload/iblock/238/238a27e9c9b77f8b367a29447492732f.JPG)
Наименование Технологический проезд (внутриплощадочные автомобильные дороги)
Назначение для технического обслуживания, ремонта и испытания оборудования на(п.п.1, 2
Категория 5-я категория
(за неимением требований)
Ширина проезда 3,5 м
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]
Минимальный радиус поворота не менее 5 м (как для дорог местного значения, см. п.11.8, СП 42.13330.2011)(п.3
Расстояние от проезда до зданий Т.к. трейлерный проезд обычно обеспечивает выполнение сразу нескольких функций, необходимо принимать более жесткие требования из предъявляемых к пожарным и технологическим проездам, см. СП 18.13330.2011 Генеральные планы промышленныхпредприятий
Тип покрытия Покрытие с усовершенствованным облегченным покрытием к следующим зданиям, сооружениям и установкам: Т (АТ), ШР (УШР), АСК, зданию мастерской (аппаратной) маслохозяйства и резервуарам масла, ОПУ, РЩ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше, вдоль БСК, статических компенсаторов реактивной мощности, к каждой фазе выключателей 330-750 кВ, компрессорной, материально-техническому складу, насосным, резервуарам воды. Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта [п.17.3.4, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»].
Асфальтово-бетонного типа [п.5.2.5, СТО 34.01-3.1-002-2016]

Примечания:
1. Компоновка и конструкция ОРУ напряжением 35 кВ и выше должны обеспечивать возможность проведения ремонта и технического обслуживания выключателей, измерительных трансформаторов и др. аппаратов с применением автокранов, гидроподъемников или телескопических вышек преимущественно без снятия напряжения с соседних присоединений, а также подъезд передвижных лабораторий к оборудованию для проведения профилактических работ [п.16.11, СТО 56947007-29.240.10.248-2017]).
2. Компоновка и конструкция ОРУ цифровой ПС должны обеспечивать возможность проведения ремонта и технического обслуживания оборудования, зданий и сооружений с применением автокранов, гидроподъемников или телескопических вышек преимущественно без снятия напряжения с соседних присоединений, а также возможность подъезда передвижных лабораторий, автотранспорта ремонтных служб к оборудованию для проведения испытаний, ремонтных и профилактических работ. [п.10.5, СТО 34.01-21-004-2019])

3. На момент написания статьи п.11.8 свода правил СП 42.13330.2011 является действующим, т.к. включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.

Вернуться к содержанию

6. ПОЖАРНЫЙ ПРОЕЗД

(Источник фото: https://energybase.ru/processed_images/source/97198.jpg)
Наименование Пожарный проезд
Назначение Обеспечение противопожарных проездов [п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»])
Категория 5-я категория
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]
Ширина проезда не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров. 
[п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]
Минимальный радиус поворота не менее 5 м (как для дорог местного значения, см. п.11.8, СП 42.13330.2011*)

Анализ радиусов поворотов пожарной техники рассмотрен в статье  

Расстояние от проезда до зданий Максимальные расстояния

Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных автомобилей до стен зданий:
— при высоте здания до 12 м: не более 25 метров
— при высоте здания более 12 м, но не более 28 м : не более 8 метров
— при высоте зданий более 28 метров: не более 10 метров*
[п.7, ст.98, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ]

Минимальные расстояния

Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
— для зданий высотой до 28 метров включительно: 5 — 8 метров;

— для зданий высотой более 28 метров: 8 — 10 метров*
[п.8.8, СП 4.13130.2013]

Тип покрытия Конструкция дорожной одежды проездов должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей
[8.9, СП 4.13130.2013]
Особые требования К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
[п.8.2, СП 4.13130.2013]

Примечание:
* Здания электрических подстанций могут существенно отличаться по высоте в каждом конкретном случае в том числе и в зависимости от класса напряжения, но на практике здания высотой свыше 28 метров встречаются крайне редко.

 

Вернуться к содержанию

7. ПЛОЩАДКИ НА ПОДСТАНЦИЯХ

(Источник фото: http://its-energy.ru/images/objects/kyzemkino/12.jpg)

 

На подстанциях могут размещаться следующие площадки:

  • Технологические площадки. Например, ремонтные площадки у трансформаторов, покрытие которых выполняется аналогично покрытию основных внутриплощадочных дорог [п.17.3.3, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]. При её необходимости размер  можно принять по типовому проекту 407-03-591.90-ЭП (12970тм-т1). Необходимость уточняется по требованиям заказчика (в зависимости от способа организации ремонта трансформаторов: на подстанции или на площадке ремонтной организации);
  • Площадки к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара. Надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров [п.8, ст. 98, гл. 22, Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ]
  • Площадки для разворота пожарной техники (тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров [п.8.13, СП 4.13130.2013])

 

Вернуться к содержанию

8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОКРЫТИЮ ДОРОГ НА ПОДСТАНЦИЯХ

(Источник фото: http://u13720.netangels.ru/UPLOAD/user/image/gl2.jpg)

Покрытие проезжей части подъездных основных внутриплощадочных автомобильных дорог должно выполняться в соответствии с [п.17.3.6, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]:

  • для ПС 35, 110 кВ с использованием местных дорожно-строительных материалов на основе технико-экономического сравнения вариантов:

— щебеночное или гравийное;

чернощебеночное или черногравийное.

В отдельных случаях, при специальном обосновании, для ПС 110 кВ допускается устройство асфальтобетонного, цементобетонного покрытия.

При отсутствии местных дорожных строительных материалов покрытие дорог на ПС, расположенных в Северной строительно-климатической зоне, выполняется из сборных железобетонных плит.

При благоприятных грунтовых условиях, обеспечивающих круглогодичный проезд автотранспорта для ПС 35, 110 кВ, допускается проектировать автомобильные дороги с низшим покрытием (из грунтов, улучшенных местным каменным материалом):

  • для ПС 220 кВ и выше:

— асфальтобетонное;

— с применением сборных железобетонных плит, при специальном обосновании (отсутствие местных дорожных строительных материалов, асфальтобетонных заводов, неблагоприятные климатические и гидрологические условия), когда это требуется по условиям доставки тяжелого оборудования.

В отдельных случаях, при отсутствии в районе сооружения ПС 220-750 кВ асфальтобетонных заводов и наличии автомобильных дорог с переходным покрытием (щебеночное, гравийное и др.), обеспечивающих круглогодичное движение автотранспорта и безрельсовую доставку тяжеловесного оборудования, допускается выполнять покрытие автомобильных дорог ПС аналогично существующему на дорогах, к которым осуществляется примыкание [п.17.3.7, СТО 56947007-29.240.10.248-2017].

 

(Источник фото: http://www.energosoyuz.ru/img/sem_605/img04.jpg)

Покрытие подъездных дорог ПС 110 кВ и выше протяженностью до 200 м, примыкающих к дорогам с усовершенствованным покрытием и участок внутриплощадочной дороги до места установки или разгрузки тяжелого оборудования, допускается выполнять из сборных железобетонных плит [п.17.3.8, СТО 56947007-29.240.10.248-2017].

Автомобильные дороги, являющиеся также и пожарными проездами с усовершенствованным облегченным покрытием должны быть предусмотрены, как правило, к следующим зданиям, сооружениям и установкам: Т (АТ), ШР (УШР), АСК, зданию мастерской (аппаратной) маслохозяйства и резервуарам масла, ОПУ, РЩ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше, вдоль БСК, статических компенсаторов реактивной мощности, к каждой фазе выключателей 330-750 кВ, компрессорной, материально-техническому складу, насосным, резервуарам воды.

Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта [п.17.3.4, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»].

Покрытие проезжей части подъездных основных внутриплощадочных автомобильных дорог выполняется, как правило, асфальтово-бетонного типа [п.5.2.5, СТО 34.01-3.1-002-2016].

 

Вернуться к содержанию

9. ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕЗДАМ НА ПОДСТАНЦИЯХ

(Источник фото: https://photos.wikimapia.org/p/00/03/72/16/10_full.jpg)

Внутриплощадочные автодороги ПС напряжением 220 кВ и выше, должны проектироваться, как правило, по кольцевой системе [п.17.3.5, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]:

Основные здания и сооружения ПС, имеющие значительную протяженность, — ОРУ, ЗРУ и ОПУ, продольный путь перекатки трансформаторов, а также внутриплощадочные автодороги, используемые для доставки тяжеловесного оборудования, должны, как правило, располагаться своими продольными осями параллельно горизонталям естественного рельефа [п.17.2.2, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»].

 

Переезды через лотки

Для обеспечения проезда механизмов должны предусматриваться переезды с сохранением расположения лотков на одном уровне. На территории ОРУ, при применении кабельных лотков не допускается прокладка кабелей под дорогами и переездами в трубах, каналах и траншеях, расположенных ниже лотков. За территорией ОРУ данное требование не применимо. [п.5.4.1.1, СТО 34.01-3.1-002-2016].

При использовании лотков должен обеспечиваться проезд машин и механизмов по ОРУ выполнения ремонтных и эксплуатационных работ [п.17.3, СТО 34.01-21-004-2019].

Переезды для машин и механизмов должны предусматриваться с сохранением расположения лотков на одном уровне [п.17.4, СТО 34.01-21-004-2019].

Ниже представлены фото для наглядности.

Вариант переезда с сохранением расположения лотков в одном уровне (обеспечено за счёт насыпи):

(Источник фото: https://www.oborudunion.ru/img/1000×1000/1000794339/1000794339.jpg)

 

Вариант переезда с переходом под дорогой ниже уровня лотков (не соответствует вышеуказанным нормативам):

(Источник фото: http://esim.stu.cn.ua/news/2014_excursia/img1.jpg)

 

Общие требования

Размещение зданий, сооружений, автодорог и инженерных сетей должно учитывать перспективное расширение ПС [п. 5.2.3, СТО 34.01-3.1-002-2016]

Взаимное размещение распределительных устройств должно обеспечивать минимальное количество пересечений и углов поворота на подходах ВЛ к ПС.

 

Особые требования к проектированию:

Проект подъездных автомобильных дорог ПС следует увязывать со схемами районных планировок и с генеральными планами населенных пунктов и промышленных предприятий при расположении площадки в пределах последних [п.17.3.2, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]:

Для перевозки тяжелых грузов (Т (АТ), ШР (УШР), АСК) от разгрузочной площадки железнодорожной станции или причала водного транспорта до площадки ПС, в случае отсутствия подъездного железнодорожного пути, должен быть разработан автодорожный маршрут [п.17.3.1, СТО 56947007-29.240.10.248-2017 «НТП ПС»]:

Существующие автодороги на реконструируемой ПС должны быть обследованы на возможность их дальнейшего использования с точки зрения технического состояния их конструкции и габаритов для провозки и обслуживания вновь устанавливаемого оборудования. При необходимости выполняется проект реконструкции автодорог [п. 17.3.9, СТО 56947007-29.240.10.248-2017].

 

Вернуться к содержанию

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*